ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Каким был Евро-2012 для украинских предпринимателей

Великая Эпоха

Проведение международного футбольного чемпионата в Украине, казалось бы, открывает для малого и среднего бизнеса широкие возможности: туристы должны будут где-то останавливаться, есть, пить, пользоваться услугами такси, местных турагентств, переводчиков и т. д. Но оправдались ли в этом случае ожидания предпринимателей?

Логотип Евро 2012 на флаге. Иллюстрация: Надежда Несвит/Великая Эпоха
Логотип Евро 2012 на флаге. Иллюстрация: Надежда Несвит/Великая Эпоха
«Притока заказов не было», — рассказал сегодня на пресс-конференции в «Евро-патруле» Андрей Антонюк, глава Украинской таксомоторной ассоциации. Количество звонков операторам такси было примерно такое же, как и год назад: 1500 вызовов в день. Количество невыполненных заказов несколько возросло с 10–15% до 20–25% — некоторые заказы брать было нерентабельно.

«В ситуации, когда 95% рынка находится в тени, официальный перевозчик всегда теряет. Теневой рынок заработал, а государство при этом потеряло и имело серьёзные риски имиджевые, — рассказывает Андрей Антонюк. — Бизнес легальный заработал бы, если бы был создан рынок, были системные правила игры. Этого не было, поэтому в данной ситуации заработали нелегалы».

Легальные же перевозчики вложили средства в улучшение качества обслуживания — в ведущих службах такси работали англоязычные диспетчеры, машины были обеспечены бесплатным Wi-Fi, были распечатаны информационные листки с тарифами на разных языках. Всё же желаемого результата это не принесло, по словам Антонюка.

Не оправдались надежды тех, кто ожидал заработать только на Евро, а не ориентировался на долгосрочную перспективу существования на рынке. Те частные предприниматели, которые вкладывали деньги в развитие инфраструктуры, будут пользоваться ею в дальнейшем. А владельцы построенных перед футбольным чемпионатом кемпингов, хостелов и гостиниц надеются на постепенное возвращение средств.

Глобальных скандалов не было, и власть постаралась… но, увы, это не сделали на системной основе и заранее, и нам бы хотелось, чтобы и бизнес, и наш город был готов к такого рода мероприятиям

Андрей Антонюк, глава Украинской таксомоторной ассоциации
«Евро прошёл, наши ожидания не оправдались, мы рассчитывали в среднем на 500 человек в день, а у нас было до 50 человек», — рассказывает Вадим Букхалов, владелец фан-кемпинга «Litvinovka Entertainment». Предприниматель считает, что виной низкому притоку туристов был ещё и «информационный терроризм» — негативный образ Украины, созданный в иностранных СМИ.

Однако Евро состоялся, и для предпринимателей он, по мнению Андрея Антонюка, прошёл неплохо: «Глобальных скандалов не было, и власть постаралась… но, увы, это не сделали на системной основе и заранее, и нам бы хотелось, чтобы и бизнес, и наш город был готов к такого рода мероприятиям».

Подобного масштаба мероприятия, действительно, в Украине проходят не часто: фан-зону на Крещатике во время Евро-2012 посетило рекордное количество туристов, а вот заработать на них, судя по словам предпринимателей, в полной мере не удалось.